Использование металлических орудий труда на территории Беларуси в древности способствовало:
Использование металлических орудий труда на территории Беларуси в древности способствовало:
Во время борьбы с крестоносцами на славянские земли ворвались:
Борисоглебская (Коложская) церковь — выдающийся памятник зодчества XII в. — была построена в городе:
Натуральный налог, который платили князю восточные славяне, назывался:
Изменения в правительственной политике на территории Беларуси в 1830−1850 гг. были направлены на:
а — предоставление Беларуси автономии в составе России
б — ослабление позиций мелкой шляхты
в — восстановление в городах магдебургского права
г — ослабление польского влияния
Определите правильное утверждение:
Определите название произведения, автором которого является представленный на портрете деятель белорусской культуры второй половины XIX в.:
Определите событие, которое произошло первым из перечисленных:
Заключение Брестского мирного договора 1918 г. было ускорено:
Наибольшую активность в просветительской деятельности на территории Беларуси со второй половины XVI в. проявляли представители католического ордена:
С середины XVI в. в среде образованных жителей ВКЛ распространяются идеи:
Определите произведение, автором которого является драматург А. Макаенок:
Определите изменение в общественно-политической жизни БССР в конце 1950-х — начале 1960-х гг., которое произошло после XX съезда КПСС:
С образованием ВКЛ удельные князья:
а) предоставляли городам магдебургское право
б) получили право распоряжаться государственной казной
в) попали в вассальную зависимость от великого князя
г) сохранили определенную самостоятельность в решении внутренних вопросов
Демократический принцип, обеспечивающий доступность для общества сведений о деятельности органов управления, — это:
Свидетельством прочности международного положения Республики Беларусь на международной арене является:
Определите три характерные черты столыпинской аграрной реформы на территории Беларуси в начале ХХ в.
1) Перевод крестьян в категорию временнообязанных
2) создание крестьянских общин (громад) с выборным управлением
3) сохранение крупного помещичьего землевладения
4) введение хуторской системы хозяйствования
5) закрепление надельной земли в личную собственность крестьян
6) запрещение сдачи казенных имений в аренду
Ответ запишите цифрами в порядке возрастания. Например: 235.
Установите соответствие между элементами двух множеств (история Беларуси 1920—1930-х гг.).
А) Проведение сплошной коллективизации
Б) провозглашение Литовско-Беларусской ССР (Литбел)
В) установление Советской власти в Беларуси
Г) проведение политики белорусизации
1) национализация банков и промышленности
2) попытка предотвращения войны с Польшей
3) выдвижение белорусов на руководящие должности
4) создание машинно-тракторных станций
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А2Б3В1Г4.
Установите последовательность событий.
A) Принятие Конституции 3 мая в Речи Посполитой
Б) выступление М. Глинского против верховной власти
B) утверждение II Статута ВКЛ
Г) заключение Берестейской (Брестской) церковной унии
Ответ запишите в виде сочетания букв. Например: ВАГБ.
Установите соответствие.
А) «Букварь»
Б) «Великое искусство артиллерии»
В) «История польского народа»
Г) «Флора Литвы» («Литовская флора»)
1) А. Нарушевич
2) К. Семенович
3) Ж. Э. Жилибер
4) С. Соболь
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, сохраняя алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А2Б3В1Г4.
Установите соответствие.
А) битва на реке Немиге
Б) осада полоцким князем Владимиром крепостей крестоносцев Икскюль и Гольм
В) разрушение Полоцка новгородским князем Владимиром
Г) основание епархии в Турове
1) 980
2) 1005
3) 1067
4) 1203
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, сохраняя алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А2Б1B4Г3.
Установите соответствие.
A) заключение договора «О дружбе и границе» между СССР и Германией
Б) второе провозглашение Советской Социалистической Республики Беларуси (ССРБ)
B) принятие второй Конституции БССР
Г) создание Белорусской академии наук
1) 1920
2) 1927
3) 1929
4) 1939
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, сохраняя алфавитную последовательность букв левого столбца. Например А2Б3В4Г1.
Определите три характерные черты Контрреформации на землях ВКЛ во второй половине XVI - XVII в.:
1) способствовала переходу большинства магнатов и шляхты в православие
2) оказала значительное влияние на развитие культуры и образования
3) была поддержана верховной властью
4) активную роль в ее проведении сыграли иезуиты
5) усилила позиции протестантских общин в обществе
Ответ запишите цифрами в порядке возрастания. Например 235.
Установите последовательность событий.
A) Грюнвальдская битва
Б) издание привилея князя Александра об ограничении Радой деятельности великого князя литовского
B) битва войск ВКЛ с татарами под Клецком
Г) принятие Судебника Казимира
Ответ запишите в виде сочетания букв. Например: ВАГБ.
Установите соответствие.
А) процесс формирования мирового рынка капиталов, товаров, услуг, информации, установление взаимозависимых связей в экономической, политической и иных видах деятельности в условиях формирования постиндустриального общества
Б) наличие различных взглядов, мыслей, мнений по вопросам о путях развития страны и общества
В) всенародное голосование по важнейшим вопросам жизнедеятельности страны
Г) комплексный целенаправленный процесс создания, распространения и использования новшеств с преобразованием их в продукцию (товары и услуги) и выведением ее на рынок для коммерческого использования
1) инновация
2) плюрализм
3) референдум
4) глобализация
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А4Б1В2Г3.
Дополните предложение необходимой информацией.
В первой половине 1960-х гг. в БССР было построено одно из крупнейших химических предприятий — завод искусственного волокна, в ... (город) Гомельской области.
Установите последовательность событий.
A) Присвоение Минску звания «Город-герой»;
Б) проведение XX съезда КПСС;
B) попытка государственного переворота в СССР (августовский путч);
Г) законодательное закрепление руководящей и направляющей роли Коммунистической партии Беларуси.
Ответ запишите в виде сочетания букв. Например: ВГАБ.
Установите соответствие между архитектурными памятниками, представленными на иллюстрациях, и стилями, в которых они созданы. Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв верхнего ряда. Помните, что некоторые данные нижнего ряда могут не использоваться. Например: А1Б4В2.
А | Б | В |
1) псевдорусский стиль; 2) хай-тек; 3)рарт-деко; 4) ампир.
Заштрихованная на карте территория находилась в составе Речи Посполитой до ... года.
Ответ запишите цифрами. Например: 1300.
Установите последовательность событий:
1) начало осуществления сплошной коллективизации сельского хозяйства в БССР;
2) второе укрупнение территории БССР;
3) второе провозглашение Социалистической Советской Республики Беларуси (ССРБ);
4) подписание Рижского мирного договора.
Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 1234.
Определите три характерные черты общественно-политической жизни Беларуси во второй половине 1990-х гг. — начале XXI в.
1) отсутствие негосударственных средств массовой информации
2) отсутствие межконфессиональных конфликтов
3) решение важнейших вопросов с помощью референдумов
4) сохранение ядерного оружия как средства обеспечения национальной безопасности
5) проведение Всебелорусских народных собраний как внепарламентской формы народного самоуправления
Ответ запишите цифрами в порядке возрастания. Например: 124.
Определите два правильных утверждения относительно плана «Ост», которым на территории БССР предусматривалось:
1) выселение 25% белорусского населения;
2) выселение и уничтожение 75% белорусского населения;
3) онемечивание и использование в качестве рабочей силы 75% белорусского населения;
4) онемечивание и использование в качестве рабочей силы 25% белорусского населения;
5) выселение цыган и евреев.
Ответ запишите цифрами (порядок записи цифр не имеет значения, количество цифр в ответе в указанных заданиях может быть разным). Например: 12 или 123.
Установите последовательность событий. Ответ запишите в виде сочетания букв. Например: АБВГ.
A) Введение выборных земств в Витебской, Могилевской и Минской губерниях;
Б) Свенцянский прорыв германской армии;
B) начало Февральской революции;
Г) Брестский мирный договор.
Определите правильные утверждения относительно развития белорусских земель в Раннем средневековье:
1) радимичи селились в верховьях Днепра и Западной Двины;
2) дреговичи селились в среднем течении Припяти, в болотистой местности;
3) славяне и балты вели схожий образ жизни;
4) важным шагом на пути к государству являлось возникновение дружины;
5) согласно «Повести временных лет» племенное княжение было у кривичей и радимичей.
Ответ запишите цифрами (порядок записи цифр не имеет значения, количество цифр в ответе в указанных заданиях может быть разным). Например: 12 или 123.
Прочитайте выдержку из документа и запишите название крестьянской повинности, о которой сообщается в тексте.
«Кто б после заказа не вышел на работу, то за такое непослушание должен отработать за первый день два дня, не покидая территории панского двора, аза второй — четыре дня, тоже находясь при дворе. Если кто-либо не вышел на работу все три дня или на протяжении шести недель раз в неделю, то за эту неделю в цепях должен работать при дворе».
Используя картосхему, определите два правильных утверждения относительно формирования территории БССР:
1) часть белорусских земель была передана в состав Польши в 1921 г.;
2) заштрихованная территория БССР сформировалась в 1919 г.;
3) в состав БССР из состава РСФСР в 1926 г. была передана часть территорий;
4) линия Керзона проходила по границе БССР, установленной в 1921 г.;
5) территория БССР окончательно оформилась в 1930 г.
Ответ запишите цифрами (порядок записи цифр не имеет значения, количество цифр в ответе в указанных заданиях может быть разным). Например: 12 или 123.
Определите три характерные черты общественно-политического развития Республики Беларусь во второй половине 1990-х гг. — начале XXI в.:
1) отсутствие конфликтов на религиозной почве;
2) принятие Конституции;
3) создание однопалатного парламента;
4) определение на Всебелорусских народных собраниях основных направлений внутриполитического развития;
5) закрепление президентской формы государственного правления.
Ответ запишите цифрами (порядок записи цифр не имеет значения, количество цифр в ответе в указанных заданиях может быть разным). Например: 12 или 123.
Вставьте в приведенном тексте на места пропусков подходящие по смыслу слова из предложенного списка. Выбирайте их последовательно, мысленно вставляя в нужной форме.
Генриховы артикулы А)___________власть короля в Речи Поснолитой. Право участия в управлении государством имело целое сословие — Б)___________, которое осуществляло свою власть через участие в В)___________.
Слова:
1) ограничивать
2) расширять
3) общий (вальный) сейм
4) магистрат
5) шляхта
6) мещане
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв верхнего ряда. Например: А1Б2ВЗ. Помните, что некоторые данные нижнего ряда могут не использоваться.